Первые студенты ГИТИСа из Коми
В Государственном институте театрального искусства (ГИТИС) им.А.Луначарского в Москве была открыта коми студия. Учебу первых студийцев прервала война. Они добровольцами ушли на оборону Москвы. Группа артистов вместе с педагогом А.Тункелем вернулась в Сыктывкар, где и закончила учебу. Среди них были: Глафира Сидорова, Василий Леканов, Юлия Трошева, Софья Ростиславина, Василий Рассыхаев, И.Н.Суханов, А.И.Трошев, Т.Н.Кобжув, М.С.Дьяконова, Р.А.Мысова, Н.Н.Турубанов, А.К.Рыжков, В.С.Попов и др. В годы войны коми театр в тесном содружестве работал с русской труппой, в которую входили Николай Шамраев, Игорь Кривошеин, Т.Дальская, Н.Суркова, А. Эманин. С фронта не вернулись многие артисты. Среди них В.Выборов, С.Пылаев, А.Кузнецов, В.Фролов, А.П.Ситкарев, Н.Князев, Г.Бабинов и др.
Театр в 1940-1945 г. (из воспоминаний С.И.Ермолина)"В годы Великой Отечественной войны наш творческий коллектив все свои усилия направил на раскрытие лучших советских пьес, отражающих героическую борьбу советского народа. В репертуар театра вошли "Фронт" Корнейчука, "Русские люди" Симонова, "Нашествие" Леонова и другие. В эти годы я осуществил, впервые в своей жизни, сложный и глубокий образ русского патриота- интеллигента Таланова в пьесе Леонова "Нашествие". В работе над ролью мне сослужило службу мое пристальное наблюдение за людьми, подобными Таланову, а в решении внешнего рисунка образа многое было навеяно воспоминаниями о моем учителе Буткине, в котором деликатность и мягкость в отношении к окружающим сочеталась с большой силой воли и непримиримостью." Из Энциклопедии Республики Коми1943 год. При Коми республиканском театре была создана своя актерская студия (художественные руководители Г.Мирский, Н.Дьяконов, Н.Шамраев). 1947 год. Закончила студию и пришла в коллектив талантливая молодежь. Эраст Попов, Михаил Красильников, Галина Лыткина, Клара Леканова, Леонард Ильчуков, Э.Колмакова, Т.Михеева, В.Худяев, Ф.Мысов, Н.Частухин, Н.Фролов. Некоторые артисты, работающие в Коми, окончили другие театральные училища. Светлана Горчакова и Л. Мальцева учились в Ярославле. Были и выпускники Уфимского театрального училища и Московского высшего театрального училища им.Щукина.
Из воспоминаний С.И.Ермолина
"Воплощая на сцене образы из пьес нашей национальной драматургии, все мы - актеры - часто сталкивались с известными трудностями, вызванными тем, что сплошь и рядом эти образы были написаны молодыми неопытными авторами. Работая совместно с драматургами, мы старались сделать эти образы живыми, правдивыми. Мне довелось сыграть в национальных пьесах самые разнообразные роли: старого лесоруба Егора в "Глубокой запани", командира Красной армии Омегу в "Домне Каликовой", семидесятилетнего колхозника бригадира Алексея в "Дни войны", прозванного из-за своей доброй души и мягкого характера "Зарни", что по-коми означает "золотой". Особенно дорогим был для меня охотник Нестор в пьесе Г.Федорова "В предгорьях Тимана". Скрывшийся в лесной глуши, вдали от человеческого жилья, этот старый охотник вначале очень насторожено отнесся к советским геологам, вторгшимся в глухие лесные дебри. Постепенно он свыкается с дружным коллективом советских разведчиков и, наконец, делается участником большого государственного дела, помогает найти богатые залежи нефти." "Конечно, наряду с удачами были и неудачи. Вначале мне очень трудно давалась работа над западной классикой. Помню свои мучения в студенческой работе с образом Панталоне. Очень далеким и непонятным был для меня этот мир, населенный персонажами итальянской комедии масок, с танцами, поклонами, переодеваниями и т. д. Но постепенно, шаг за шагом, мне удалось найти в Панталоне близкие и понятные мне черточки, а от дета- лей перейти и к целому. Русскую классику я всегда любил. Особенно увлекала меня работа над образами Дикого в "Грозе" и Ивана Коломийцева в "Последних". Черты самодурства Дикого, его властность, желание казаться больше и важнее, чем он был на самом деле, подсказывали мне острый внешний рисунок роли. Я представлял себе Дикого очень большим, тяжелым и сильным, готовым в любую минуту раздавить неугодных ему под тяжелым кованым сапогом. Но какая дремучая темнота и вековое невежество скрывались за этим внешним "величием"!" "Самой значительной своей работой считал роль Шадрина в "Человеке с ружьем". Этот спектакль был событием для всего нашего коллектива, так как в нем впервые на сцене коми театра были воплощены образы великих вождей - В.И.Ленина и И.В.Сталина. Шадрин привлекал меня своей простотой и задушевностью. Я очень ярко представлял себе этот образ простого русского солдата, поверившего в великую правду большевиков. Вся его внутренняя душевная перестройка, его приход к большевикам и рост от солдата царской армии до советского командира очень правдиво и верно раскрыты в пьесе Н.Погодина." Из записей в дневнике С.И. Ермолина"13 февраля 1941 года. Встал в 5 часов утра, приятно волнуюсь. Сегодня вечером сдаю "Человека с ружьем". Первая большая и ответственная роль на русском языке. Поработано не мало. Какие-то будут результаты? 26 февраля 1941 года. Победа! 9 раз играл "Человека" при переполненном зале. Зритель волнуется, но принимает от всей души. Расту выше на каждом спектакле. Добьюсь признания до Юбилея! Я верю зрителю, а не этим : закулисным, они рады угробить. Зритель в моих руках! В этом все!" "Человек с ружьем"
|
![]() |
![]() |
||
С.Ермолин в роли солдата Шадрина. П.Мысов в роли Ленина. |
"В конце сороковых годов я сыграл
Макара Дубраву в одноименной пьесе,
Тимофея Ильича Тутаринова в "Кавалере золотой звезды",
Семена Пирогова в "Свадьбе с приданным" Н. Дьяконова,
попа Павлина в "Егоре Булычеве"
Роли конца сороковых |
|
![]() Макар Дубрава |
![]() Тимофей Ильич Тутаринов |
![]() Семен Пирогов |
![]() Поп Павлин |
Основные роли последнего десятилетия |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |